Пневмопочта – это вариация пневматического транспорта. Пневматическая почта используется для транспортировки штучных материалов в специальных капсулах.

Пневматическая почта

Пневмопочта

Пневматическая почта работает от разряжения, создаваемого вакуумным оборудованием. Транспортировка осуществляется по специальным трубам. По сути, пневмопочта – это система трубопроводов, по которым посредством вакуума перемещают капсулы с различными материалами.

Область применения пневмопочты очень обширна, в основном это:

  • медицина (обеспечивает связь между различными медицинскими учреждениями, аптеками, лабораториями, пересылая документы, лабораторные образцы, медикаменты);
  • банковские учреждения (пересылка денег и важной документации);
  • библиотеки;
  • торговля (в супермаркетах деньги из касс отправляются в основной кассовый узел или пересылают разменные монеты);
  • исследовательские лаборатории (перемещение образцов и прочего);
  • железнодорожный транспорт (пересылаются документы между станциями);
  • металлургия (небольшие детали, пробы, жидкости, порошки, микросхемы и прочее).

Везде, где присутствуют многочисленные структуры или сложное производство, используется пневматическая почта.

Достоинства работы пневмопочты:

  • безопасность и надежность;
  • оптимизация рабочего процесса, оперативность;
  • автоматизация;
  • удобство рабочего процесса для персонала и клиентов.

Современные транспортировочные системы устанавливаются с автоматическим контролем пересылок, которые позволяют совершать многоадресные отправления. Примером такой системы служит пневмопочта Sumetzberger, имеющая до 500 станций с общей длинной около 15 км. Скорость движения контейнеров около 7 м/с при максимальном весе груза 5 кг.

Система пневмопочты бывает однолинейной и многолинейной. Ее название говорит само за себя: однолинейные переправляют груз из одной точки в другую и обратно, многолинейные позволяют отправлять несколько контейнеров в разные точки. Возможна пересылка из одной линии в другую через специальные межлинейные распределительные блоки.

Многолинейная пневматическая почта

Пункт приема и отправки контейнеров может быть автоматизирован или ручной. Еще пункты по способу подачи капсул классифицируются на станция-лифт, слайд-станция, конечная или проходная.

Пневмопочта: принцип работы

Основные конструктивные элементы пневмопочты:

  1. Компрессор.
  2. Трубопровод.
  3. Контроллер.
  4. Источник питания.
  5. Маршрутные стрелки и распределительные блоки.
  6. Станции и пульты управления к ним.
  7. Система торможения капсул (байпас).

Давление в системе создается воздуходувкой или компрессором. На больших производственных предприятиях и на железной дороге применяются только компрессоры. Они имеют большую производительность и могут работать как на откачивание, так и на нагнетание. Важно правильно подобрать мощность вакуумного оборудования, учитывая конструкцию и длину пневмосистемы, так как от этого зависит скорость и качество ее работы.

Трубы для пневматической почты используются металлические или пластиковые. Их диаметр находится в пределах 63-300 мм, в зависимости от размеров груза. Монтируются трубы в основном по воздуху, но могут прокладываться при необходимости и под землей. Монтаж магистрали трубопроводов внутри зданий производиться за подвесными панелями.

Контроллер обязательно должен устанавливаться на видном месте, поскольку он управляет всей пневматической системой.

Система торможения позволяет плавно снизить скорость и остановить капсулу с грузом в определенной точке. Это выполняется посредством специальных клапанов, которые срабатывают после прохождения контейнером через датчик, находящийся на последней стрелке.

Принцип работы пневматической почты состоит в продвижении груза по трубной магистрали, используя давление разряжения или нагнетания, в зависимости от направления движения и места расположения вакуумного оборудования.

Этапы работы пневмопочты:

  1. Загрузка контейнера.
  2. Перемещение капсулы с грузом в сторону компрессора под действием вакуума.
  3. Движение капсулы с грузом от компрессора к получателю под действием нагнетания.
  4. Принятие груза получателем.

Схема пневматической почты

Пересылка контейнера начинается только после того, как контроллер переставит все стрелки и распределительные блоки в определённое положение, чтобы обеспечить свободное движение груза. По всему пути пневматической почты установлены датчики, регистрирующие прохождение капсулы. Это необходимо для предотвращения заторов. Если в определенный момент груз не был зафиксирован в каком-либо месте, контроллер останавливает всю систему, диагностирует ее и продувает для устранения неполадок. А точнее, компрессор по очереди откачивает воздух и груз со всех веток и направляет их на специальную станцию сброса. После этого установка снова готова к работе.